11:23 

Его называли «Есениным в музыке» (композитор Борис Мокроусов)

Retro-music
Снова замерло всё до рассвета,
Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь,
Только слышно, на улице где-то
Одинокая бродит гармонь…


В 40-50 е годы уже ушедшего века эта знаменитая песня звучала из всех радиоприёмников и телевизоров нашей родины. Когда же она прозвучала на французском языке в исполнении Ива Монтана, ей рукоплескал весь мир. «Одинокая гармонь» и другие песни замечательного русского композитора Бориса Мокроусова сродни позывным из далекого детства и юности нескольким поколениям наших соотечественников.

Борис Андреевич Мокроусов родился 27 августа 1909 года в Нижнем Новгороде в семье железнодорожника. Предки его родом из деревни Красная Горка Нижегородской губернии, куда маленький Боря часто уезжал на летние каникулы с братом и сестрой погостить у деда. Красота и раздолье волжской природы отразились на всём творчестве будущего композитора – его мелодии пропитаны любовью к родной земле, к её лесам и полям, к её безбрежным далям и бескрайним просторам. Современники даже называли Мокроусова Есениным в музыке. Вспоминает соученик Бориса Мокроусова по консерватории М. Александров: «Мы тогда только что познакомились. Белокурый и светлоглазый волжанин показался чем-то очень похожим на Сергея Есенина. А может, на есенинские стихи. Таким же он был русским и милым, крепким на вид, и — улыбка открытая...»

Со временем Борис осваивает несколько музыкальных инструментов – мандолину, балалайку, гитару и рояль, который стал самым любимым инструментом. Он часами мог на нём играть, сочинять мелодии. Уже будучи студентом Нижегородского музыкального техникума, нередко юноша оставался заниматься по ночам в учебном классе. Вот как рассказывал об этом сам Мокроусов: «Играл, понимаешь, ночами. Уборщицу-старушку обманывал. Она, бывало, перед тем, как запереть училище, кричит: «Все ушли? Есть кто?» Молчу. Уйдет — вот мне раздолье. Что играл? Сначала вроде знакомое. У нас на Волге песен богато. Многоголосие — красота древняя, русская. Потом незаметно на свое переходил..." Так рождался будущий композитор.

Вскоре Борис Андреевич покидает родной город и поступает в Московскую консерваторию, которую заканчивает в 1936 году по классу композиции у Николая Мясковского. В Москве начинается самостоятельный творческий путь 25-летнего паренька с волжских просторов. Но никогда не забудет он родной дом и родную волжскую землю, которая вспоила и вскормила его талант. Вот что вспоминает Эдмонд Кеосаян, режиссёр кинокартины «Неуловимые мстители»: «Как-то, в Ялте это было, сидели мы с ним на бульваре Рузвельта, на набережной. Море было спокойное, и вечер был чудный. Как говорится, микроклимат располагал к задушевной, неторопливой беседе. И я ему говорю:
— Дядя Боря, а ты счастлив?
— Конечно...
— Ну а если до конца быть откровенным?..
— Счастлив. Только в Москве мне тесно...
— Чего так?
— На Волгу хочется... На Волгу...
Очень гордился он тем, что волжанин. И нет, пожалуй, песни такой у него, по крайней мере из тех, что я знаю, которая так или иначе не уходила бы корнями своими туда, к Волге. Нет у него, в сущности, такой песни. Это — к вопросу о том, откуда черпал он вдохновение, помнил ли родство свое и происхождение, корни свои и истоки. Он их просто не забывал. Ни на секунду...»

Родной Нижний Новгород на всю Россию воспел композитор в знаменитой «Сормовской лирической»:

На Волге широкой, на стрелке далёкой,
Гудками кого-то зовёт пароход.
Под городом Горьким, где ясные зорьки,
В рабочем посёлке подруга живёт.


Создание этой песни было приурочено к 100-летнему юбилею Сормовского завода. Был объявлен конкурс на лучшее музыкальное произведение, посвящённое этому событию. И среди многочисленных торжественных ораторий и кантат, появившихся на свет, песня Бориса Мокроусова отличалась простотой, теплотой, задушевностью, её сразу же запели рабочие завода, а следом за ними и вся страна. Исполняли её такие прославленные певцы, как Георг Отс, Владимир Нечаев, Эдуард Хиль.

И древний город Вологду – столицу северной Руси – обессмертил в своём творении Борис Мокроусов. Песня о темноглазой девушке, которая живёт «в доме, где резной палисад», стала неофициальным гимном города. Вторую жизнь эта песня обрела в 1976 году после исполнения её вокально-инструментальным ансамблем «Песняры», когда композитора уже не было в живых. «Песняры» открыли в ней всю неповторимость мокроусовского дарования. По свидетельству основателя и художественного руководителя «Песняров» Владимира Мулявина, поначалу песня коллективу не понравилась: «И по интонации, и по мелодии она мне поначалу не приглянулась. И если бы не участник ансамбля Володя Николаев (он сам родом из Вологды), мы, может быть, и не взялись бы за работу. Но Володя нас заразил своей увлеченностью. И всё же мы считали, что это будет «одноразовый» номер. Невероятный успех песни на концерте был для нас большой неожиданностью. Заставили петь «на бис»…

Лирический герой песен Мокроусова – простой, добрый, скромный, работящий парень. Таким «парнем с нашего двора», «с нашей улицы» предстаёт перед нами ещё совсем молодой актёр Николай Рыбников в фильме «Весна на Заречной улице». Песня, исполненная им в фильме, как бы помогли друг другу в их дальнейшей судьбе. Он остался верен ей до конца жизни, оборвавшейся в 1990 году. Стоит только услышать или напеть первые строки – «Когда весна придёт, не знаю» – как сразу видишь кудрявого и весёлого Сашу Савченко, героя фильма. Эта песня написана Борисом Мокроусовым на стихи поэта Алексея Фатьянова.

Источник

@темы: Композиторы

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Клуб любителей ретро-музыки

главная