Gordo [DELETED user]
Поэтические произведения (за редкими исключениями) не создавались как тексты для романсов. Они становились романсами, обретали в музыке вторую жизнь, а зачастую славу, бессмертие. В поэзии романс такая же стихотворная форма, как элегия, баллада, стансы, сонет. Старинную форму испанского романсного стиха (чаще всего восьмисложный хорей, концы четырех строк которого связаны между собой гласным ассонансом) в русской поэзии, как и многие другие размеры и формы, впервые ввел Жуковский. Таковы его романсы "К Нине", "Жалоба", "Желание", "Цветок", созданные в 1808-1812 годах. У Пушкина романсом названо лишь одно лицейское стихотворение, выдержанное в романсном размере, "Под вечер, осенью ненастной" (1814). У Лермонтова - четыре, но музыкальную форму обрели совсем другие его стихи, не названные им самим романсами.
Начиная с 20-х годов XIX века, по мере роста популярности романсов и песен на стихи русских поэтов, романсами стали называться небольшие лирические стихотворения напевного типа, уже не связанные какой-либо жесткой стихотворной формой. Любое стихотворение любой формы, будь то элегия, баллада или сонет, могло стать романсом. Это был уже совершенно новый жанр как в поэзии, так и в музыке, возникший в процессе их взаимодействия и взаимопроникновения.
Известно имя "дедушки русского романса". Так Глинка и Даргомыжский называли Николая Титова, романс которого "Уединенная сосна" на стихи Михаила Офросимова был впервые опубликован в 1820 году. Эту дату можно считать исходной, хотя есть свидетельства о бытовании романсов и в более ранние годы, главным образом модных французских песенок, исполнявшихся на французском языке. "Уединенная сосна" Титова - Офросимова была первым романсом на русском языке. Сохранились воспоминания Николая Титова, во многом дополняющие "Записки" Глинки. "Русские романсы, - отмечал Титов, - в начале нашего столетия в ходу не были, а певались французские. В одно почти время с моими романсами появились романсы Алябьева "Вечерком румяну зорю", "Соловей мой, соловей", последний был в большом ходу. Варламов написал свой "Красный сарафан", который произвел фурор и пелся везде и всеми, словом, сделался общею песнею".
Все перечисленные Титовым русские романсы принадлежат к жанру "русской песни". Глинка в своих "Записках" подобные песни тоже называет романсами. Для композиторов того времени любая песня о любви - это романс. Различия проявятся позже, когда "русские песни" останутся именно авторскими песнями, основанными на фольклорной песенной поэтике, а романсами станут называть не просто песни о любви, а музыкальные воплощения поэтических произведений. Со временем эта связь поэзии с музыкой будет приобретать все большее значение.
читать дальше

@темы: Статьи