17:44 

Леонид Серебренников

Gordo [DELETED user]

Родился 2 октября 1947 года в Москве. Отец – Шохин Федор Дмитриевич (1915 г. рожд.). Мать – Серебренникова Нина Леонидовна (1916 г. рожд.). Супруга – Серебренникова Валентина Петровна. Сын – Владимир (1982 г. рожд.).


Семья Леонида Серебренникова прямого отношения к искусству не имела. Его отец, участник Великой Отечественной войны, работал заместителем директора по хозяйственной части в Горном институте. Мама с детства мечтала стать балериной, что было практически неосуществимо в тяжелые 1920-е годы; она окончила горный институт, работала инженером-маркшейдером, затем секретарем ученого совета в Институте горного дела АН СССР имени Скачинского. У родителей были прекрасные голоса, любовь к песне передалась и их сыну.

Леонид Серебренников с детства мечтал стать актером. После школы он решил поступать в Театральное училище имени М.С. Щепкина, но два раза подряд не прошел по конкурсу. В перерывах между вступительными экзаменами он работал токарем, чертежником, снова и снова учил басни, стихи, прозаические отрывки. Труд и упорство дали свои плоды: на третий год Серебренников был зачислен в Театральное училище имени М.С. Щепкина, на курс Народного артиста СССР, профессора Н.А. Анненкова.

Однажды на 2-м курсе театрального училища студенты репетировали отрывок из пьесы «Коллеги» по В. Аксенову, где по ходу действия Серебренников пел под гитару шульженковские «Руки». Едва отзвучал последний аккорд, как из зала раздался голос Анненкова: «Еще раз!» Повторили. И снова на этом же месте: «Еще раз!». Студенты волновались, не могли понять, что же именно не получается, а Николай Александрович вдруг пророкотал: «Не надо весь отрывок, просто спой еще разок». А потом сказал Серебренникову: «Тебе петь надо, ты в пении раскрываешься. Подумай об этом!»

Позже Леонид Серебренников не раз вспоминал эти слова – и когда после театрального училища, которое он окончил в 1971 году дипломными спектаклями «На дне» (Лука) и «Таланты и поклонники» (Дулебов), пел с эстрадным оркестром в люберецком Доме культуры, и в армии, где был создателем и солистом гарнизонного ВИА. Песня все сильней влекла его к себе, и в конечном итоге привела его на профессиональную эстраду. В 1974 году Леонид Серебренников пришел на работу в Москонцерт, став солистом эстрадного оркестра под управлением А. Горбатых, затем был солистом Росконцерта, работал в эстрадном оркестре «Советская песня», «Современнике» под руководством А. Кролла и ансамбле «Экспресс» под руководством А. Пульвера.

Когда Л. Серебренников в 1976 году отправился на Всероссийский конкурс эстрадной песни в Сочи, его никто не знал, ни на чью поддержку рассчитывать он не мог и своей «программой-максимум» считал участие в первом туре. Может быть, именно это обстоятельство помогло ему избавиться от «предстартового волнения», спокойно чувствовать себя на сцене и успешно пройти все три тура. Серебренников стал дипломантом Всероссийского конкурса, а в 1977 году к этому званию прибавился диплом Всесоюзного телевизионного конкурса «С песней по жизни».

Актерский дар и музыкальность открыли певцу путь в новый для него мир оперетты - в 1978 году Л. Серебренников снялся в роли Мустафы в телефильме-спектакле «Мелодии одной оперетты» (ЦТ), в 1981 году - главную роль в фильме «Это было за Нарвской заставой» («Лентелефильм»). В 1982 году артисту было присвоено почетное звание «Заслуженный артист Дагестана». В 1984 году Л. Серебренников снова становится солистом Москонцерта, где работает по сей день.

Композиторы, телевидение и кинематографисты сразу обратили внимание на молодого талантливого певца. Свое содружество с ними Л. Серебренников начал с озвучивания фильма «Обыкновенное чудо», с музыки Г. Гладкова. «Песня волшебника» сразу сделала Серебренникова известным – зрителям полюбился его выразительный тенор, исполненный то драматической насыщенности, то проникновенной теплоты (композитор Евгений Дога однажды сказал о Серебренникове: «У него голос большого диапазона, в моей «Марии-Мирабеле» он без всякого напряжения «маневрирует» в трех октавах…»). В процессе работы Л. Серебренников обнаружил качество, очень ценимое в кино, - оперативность: на единственной репетиции у рояля композитор Геннадий Гладков объяснил певцу суть образа Волшебника, рассказал о картине, а через час, в студии звукозаписи, певец записал песню, в которой, по словам композитора, не только точно раскрыл характер героя, но выразил стиль, образный строй фильма, художественный замысел постановщиков. А песню Т. Хренникова «Белый айсберг» из фильма «Антарктическая повесть» певец получил прямо в аппаратной. Актерская школа помогла ему постичь содержание, а природная музыкальность – характер мелодии. Синтез получился удачным: песня «Белый айсберг» вошла в число финалистов телеконкурса «Песня-80».

С тех пор работа в кинематографе заняла важное место в творческой жизни Л. Серебренникова. Его голос звучит более чем в 70 кинофильмах (всего в кино Серебренников исполнил более 100 песен). Среди них: «Рожденная революцией», «Голубка», «Бархатный сезон», «Снега России», «Шляпа», «Мария-Мирабела», «Путь к себе», «Дульсинея Тобосская», «Под куполом цирка», «Люби меня, как я тебя», «Бедная Маша», «Лекарство против страха», «Петербургские тайны», «Мелодия на два голоса», «Несокрушимая и легендарная», «Пора красных яблок», «Поляна сказок», «Влюбленный дантист» и другие. Песни из этих кинофильмов стали популярны и любимы зрителями. По словам М.Я. Бланка, «для кинематографа особенно ценна внутренняя наполненность Серебренникова. Он правдив и искренен в разных жанрах, будь то лирическая песня или драматическая баллада. Его пение, в кадре или за кадром, становится важным компонентом кинофильма». Сегодня в творческом багаже певца около 70 теле- и кинофильмов, многие песни из которых прочно вошли в жизнь, обрели широкую популярность. Леонид Серебренников тщательно готовит произведения для своих концертных программ, особенно когда речь идет об авторских вечерах композиторов, доверяющих артисту премьеры своих новых сочинений.

Кинематограф положил начало сотрудничеству Л. Серебренникова со многими ведущими отечественными композиторами и поэтами-песенниками. С Мурадом Кажлаевым, например, Серебренников записал песню в фильме «Бархатный сезон» - песню, во многом для себя неожиданную, созданную в стиле свинг, да еще с английским текстом. С тех самых пор певец участвовал во всех авторских концертах М. Кажлаева, который, в свою очередь, писал многие песни специально для «своего» солиста (цикл на стихи Р. Гамзатова «О тебе я думаю» и др.). С участием артиста проходили также творческие вечера Я. Френкеля, Е. Доги, Э. Колмановского, Р. Гамзатова, М. Фрадкина, Ю. Саульского, Л. Ошанина, Г. Гладкова, Е. Долматовского, Е. Птичкина, А. Мажукова, О. Фельцмана, П. Аедоницкого, С. Острового, А. Эшпая, А. Петрова и многих других.

Л. Серебренников плодотворно работает на эстраде, выступая с сольными программами. Певцу подвластны разные вокальные жанры, его репертуар многообразен - здесь и классика советской песни, старинные русские и городские романсы (около 80 романсов), лирические песни военных лет, песни из кинофильмов 1940-60-х годов, гражданская лирика, песни бардов (В. Высоцкого, А. Галича, Ю. Визбора, В. Турьянского), арии из оперетт, популярные зарубежные шлягеры, исполняемые артистом на языке оригинала.

Актерское дарование Серебренникова великолепно сочетается с вокальным. В творчестве исполнителя много песенных циклов, в которых на разнообразном материале он выстраивает единую драматургическую линию. Работа над песенным циклом О. Фельцмана – Е. Долматовского «Испанские сюжеты» стала этапной в биографии артиста. Каждая из четырех песен – своеобразный драматически насыщенный монолог. Актерская природа Серебренникова сказывается и в его любви к ансамблевому пению: дуэт – это диалог, драматургия. Такова песня «Диалог у новогодней елки» Э. Колмановского и Ю. Левитанского, исполненная в дуэте с В. Толкуновой, «Мне приснился шум дождя» - с Н. Чепрагой и другие.

Л. Серебренников выступает с сольными программами на ведущих концертных площадках, таких как Театр эстрады, ГЦКЗ «Россия», ЦДРИ и другие. Артист находит контакт с любой зрительской аудиторией, умеет донести до слушателя свой творческий замысел. Доверительная, проникновенная исполнительская манера Л. Серебренникова не оставляет зрителя равнодушным.

С концертами Леонид Серебренников объехал всю страну, побывав в ее самых отдаленных уголках. С творчеством певца знакомы также зрители Голландии, США, Кипра, Финляндии, Венгрии, Люксембурга, Германии, Израиля, Великобритании, Ганы. И везде его концерты проходили с неизменным успехом.

Л. Серебренников - постоянный участник фестивалей песни, дней и декад искусств, различных праздничных программ и торжественных мероприятий. Он принимал участие в празднованиях 850-летия Москвы, в юбилейных концертах, посвященных 50- и 55-летию Великой Победы. Каждый год артист проводит творческие встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда. За активное участие в военно-шефской работе артист имеет грамоты и благодарности от военного командования.

Л. Серебренников много работает на радио и телевидении. Телезрители помнят программы с его участием: «Утренняя почта», «Вечер артистов оперетты», «Встреча в концертной студии Останкино», «Песня года», «Шесть песен на бис», «Золотой шлягер», «15 минут романсов», «Зеленая лампа», «Музыка на десерт», «Мой бенефис».

В последнее время Л. Серебренников много внимания уделяет в своем творчестве пропаганде старинных русских романсов, которые исполняет с присущим ему мастерством под собственный аккомпанемент на гитаре. Л. Серебренников является одним из основателей клуба романса «Две гитары» в Центральном доме работников искусств, членом жюри проходящих в стране конкурсов исполнителей старинных романсов. С октября 2000 года Леонид Федорович ведет телевизионный цикл «Романтика романса», который демонстрируется еженедельно на канале «Культура». В 2000 году имя певца вошло в энциклопедию «Эстрада России. XX век».

Л. Серебренников творчески активен, полон интересных идей и замыслов. Жизнь певца насыщена событиями. За новыми впечатлениями он может спешить «за тридевять земель», «лететь» на встречу со слушателями, а потом подолгу рассказывать о поездках, гастролях, которых у него было немало по всей стране и за рубежом.

Песни, которые поет Леонид Серебренников, идут от сердца, волнуют воображение, никого не оставляют равнодушным. Они искренни и запоминаются. Певец создает на сцене особую атмосферу доброты, пробуждает любовь к человеку, заставляет сопереживать.

Концерты всеми признанного и любимого актера и певца проходят при аншлагах в огромных аудиториях. На вопрос о том, где можно приобрести записи его песен, он отвечает: «У меня их нет! Имя есть, известность, концерты, а главное - востребованность...» И, как бы извиняясь, добавляет: «С записями хуже. Нет даже кассет. Когда я в пятый раз приехал в Израиль, то слушатели замучили меня вопросом: «Где можно купить компакт-диски?» - Я им искренне отвечал: «До сих пор их нет. Но зато, если вам понравилось мое исполнение, это дает вам повод лишний раз прийти на мои концерты».

В 2003 году Леонид Серебренников совместно с певицей Валентиной Готовцевой и квартетом «Московская балалайка» (руководитель – Владимир Ионченков) записали компакт-диск «За Рогожской заставою», составленный из песен советских композиторов («Старый клен», «Лучше нету того цвету», «Что так сердце растревожено», «На крылечке твоем», «Хороши в саду цветочки» и др.).

Живет и работает в Москве.
©
Страница Л.Ф.Серебренникова на сайте "Красная книга российской эстрады"

@темы: Исполнители, Исполнители: Леонид Серебренников

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Клуб любителей ретро-музыки

главная